По материалам МинФина: «Текущий год должен быть посвящен организации и методологии бухгалтерского учета».

14:32 МСФО в строительстве, Новости, Пресса о МСФО и их применении в России, Составление финансовой отчетности по МСФО за 2009-2014

«Текущий год должен быть посвящен организации и методологии бухгалтерского учета».
Одно из самых обсуждаемых событий в профессиональной среде бухгалтеров — долгожданное принятие Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Именно о нем шеф-редактор Н. И. Попова и корреспондент М. С. Полякова журнала «Налоговая политика и практика» побеседовали с Леонидом Зиновьевичем Шнейдманом, директором Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
— Леонид Зиновьевич, в чем состояла необходимость принятия нового закона «О бухгалтерском учете» ?
— Закон 1996 года был первым законодательным актом в сфере регулирования бухгалтерского учета в нашей стране. С течением времени стали видны его слабые стороны, возникла необходимость устранить ряд устаревших норм. За прошедшее время накоплен значительный опыт в применении бухгалтерского законодательства, который необходимо учесть в законе. Все это и предопределило необходимость принятия нового закона. Вспомни 1с, как долго и методично шла работа над ним. Это свидетельствует о том, что не было необходимости любой ценой поменять законодательство. С принятием нового закона революции не произошло. Его цель — совершенствование и развитие бухгалтерского законодательства.
— В чем, по Вашему мнению, основные отличия нового закона от старого?
— Повторюсь, никаких революционных положений в новом законе нет. Среди имеющихся отличий я бы выделил два. Во-первых, в новом законе много внимания уделяется непосредственно организации регулирования бухгалтерского учета, определению места каждого участника в этом процессе, Во-вторых, более четко сформулирован ряд положений, применение которых на практике вызывало трудности. Например, сняты все ограничения на использование организациями различных моделей бухгалтерского учета, в том числе основанной на международных стандартах.
— Срок вступления нового закона в силу определен с 1 января 2013 года. С какой целью предусмотрен такой существенный период?
— Новый закон является системообразующим, он так или иначе затрагивает практически все сферы законодательства. Это налоговое и гражданское законодательство, законодательство об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, законодательство о банковской деятельности, страховое законодательство, законодательство о рынке ценных бумаг. Выявлено более 500 законодательных норм, в которые требуется внести изменения, чтобы привести другие законы в соответствие с новым законом о бухгалтерском учете. Минфин как раз сейчас работает над этим.
— Какую подготовительную работу следует провести организациям до вступления в силу нового закона?
— Я бы посоветовал бухгалтерским, финансовым службам и руководству организаций, прежде всего, изучить новый закон, причем особенно тщательно раздел о требованиях к бухгалтерскому учету. В течение 2012 года каждой организации необходимо разобраться, какие последствия для нее несет новый закон. Скорее всего, придется пересмотреть некоторые положения учетной политики. Потребуется принять решения относительно применяемых форм первичной учетной документации, построения регистров бухгалтерского учета, возможности использования электронных технологий при ведении бухгалтерского учета. Организации предстоит решить вопросы представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, полномочий отдельных должностных лиц в вопросах бухгалтерского учета. Все это нужно успеть сделать до 1 января 2013 года. Этот огромный объем работы нельзя возлагать только на главного бухгалтера. В ней должны участвовать все подразделения и высший менеджмент организации. По существу, текущий год должен быть посвящен организации и методологии бухгалтерского учета.
— Расскажите поподробнее об обязательном экземпляре бухгалтерской отчетности…
— Планируется создать единый информационный фонд бухгалтерской отчетности в России, который будет вести Росстат. Для формирования реестра все организации будут представлять обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности. Данный институт создается в интересах пользователей бухгалтерской отчетности. Доступ к реестру будет свободным для всех заинтересованных лиц. Конкретные процедуры будут определены в 2012 г . Росстатом совместно с Минэкономразвития . Нужно отметить, что и сегодня Росстат ведет подобный информационный ресурс. Заинтересованные пользователи могут за небольшую плату получить из него сведения о бухгалтерской отчетности отдельных организаций. Однако с 2013 года данная работа должна быть поставлена на более высокий уровень.
— Все ли организации должны сдавать обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности? Будут ли разграничения по организационно-правовой форме, сфере деятельности, объему выручки, численности работников и другим критериям?
— По новому закону исключение сделано лишь для Центробанка России и организаций государственного сектора. Это исключение не распространяется на ГУПы и МУПы. Они, как и все организации, обязаны с 2013 года представлять в Росстат обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности. В соответствии с Программой дальнейшего развития бухгалтерского учета в Российской Федерации до 2015 года предполагается дифференциация режимов бухгалтерской отчетности, что непременно скажется на круге организаций, обязанных представлять обязательный экземпляр отчетности.
— Согласно старому закону к бухгалтерскому учету принимаются только первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам. В новом законе об унифицированных формах не упоминается. Чем объяснить такое решение?
— Сегодня подходы к организации ведения бухгалтерского учета настолько разнообразны, что возникла необходимость предоставить организациям право самостоятельно принимать оптимальные для них формы первичной учетной документации. Это пожелание бизнеса.
— Должны ли организации утвердить все формы первичных учетных документов к началу следующего года или их можно утверждать по мере необходимости? Можно ли принять решение об использовании форм первичных документов, которые предложены в бухгалтерской программе? Вправе ли организация продолжить пользоваться унифицированными формами?

—- С 1 января 2013 года все унифицированные формы утрачивают силу, поэтому организациям к этому сроку нужно принять собственные формы первичной учетной документации. Их следует утвердить отдельным распорядительным документом. Ответственность за выполнение этого требования несет руководитель организации. Подходы к разработке форм первичной учетной документации могут быть разными. Одни
скопируют их из нынешних альбомов унифицированных форм, другие будут использовать формы первичных учетных документов из бухгалтерских компьютерных программ, третьи «нарисуют» свои собственные формы. Выбор • за организацией. Большую помощь в этом вопросе должны оказать аудиторы, консультанты, негосударственные институты — профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов, бизнес-ассоциации. Они должны разрабатывать и предлагать организациям формы первичной учетной документации. Минфин России рассчитывает на активную работу негосударственных институтов. Естественно, утвержденные организацией формы могут быть изменены, если возникнет такая необходимость в связи с выявленными в них недостатками или новыми потребностями организации.
— Не помешает ли это разнообразие форм внедрению электронного документооборота?
— — Каждая организация самостоятельно выбирает операторов связи для отправки и приема электронных документов по телекоммуникационным каналам связи. Если ей не нравятся формы первичных документов, которые приняты у одного оператора, можно выбрать другого.
— Но формы первичных учетных документов, применяемые оператором связи, будут отличаться от форм, утвержденных организацией…
— При принятии решения о вступлении в систему электронного документооборота организация должна понимать, что ей придется применять формы первичных учетных документов, принятые оператором связи.
— В новом законе, как и в старом, сохранено требование о гом. что исправление в первичном документе должно содержать подписи лиц, составивших этот документ. Но его бывает трудно выполнить…
— Не могу представить себе ситуацию, когда первичный документ исправляет не тот работник, который его составлял. Если допустить такую возможность, это создаст благоприятную ПОЧВУ для махинаций. Никто не может внести исправления в документ, кроме того работника, который его составил.
— А как исправить ошибку, допущенную уволившимся работником?
—Для этого существует множество способов. Например, составляются специальные исправительные документы.
— Согласно новому закону с 2013 года «упрощенцы» будут обязаны вести бухгалтерский учет. Почему отменена норма п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ, позволяющая таким организациям вести бухгалтерский учет только в отношении основных средств и нематериальных активов? Что сейчас нужно предпринять организациям, которые раньше не вели бухгалтерский учет в полном объеме?
— Минфин России неоднократно давал разъяснения о том, что норма старого закона, по которой организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, фактически недействующая. Ведь требования о необходимости вести бухгалтерский учет содержатся в гражданском законодательстве. В том или ином виде каждая организация ведет бухгалтерский учет. Иначе быть не может: без формирования прибыли организация не может начислить дивиденды, без ведения бухгалтерского учета нельзя рассчитать чистые активы организации. Сегодня организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, нужно рассмотреть разные варианты организации бухгалтерского учета. Например, можно вести книгу учета хозяйственных операций без формирования отдельных бухгалтерских регистров. На сайте Минфина России в разделе «Обобщение практики применения законодательства» размещено информационное сообщение о существующих возможностях по упрощению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для малых предприятий.
— Могут ли малые предприятия, которые применяют упрощенную систему налогообложения и сейчас ведут бухгалтерский учет, заполняя книгу учета доходов и расходов по кассовому методу, продолжать вести эту книгу в 2013 году?
— Конечно. На основании этой книги они составляют совершенно простой бухгалтерский отчет, без расшифровок показателей по статьям, отражая в отчетности только наиболее существенные данные о финансово-хозяйственной деятельности.
— Для субъектов малого предпринимательства новым законом предусматриваются упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которые устанавливаются в федеральных стандартах. Поясните, пожалуйста, в чем будет состоять это упрощение?
— На самом деле нормативный правовой акт, которым предусматриваются различные варианты ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями, давно существует. Это Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1999 № 64н. Много упрощенных правил ведения бухгалтерского учета было внесено в действующие бухгалтерские стандарты приказом Минфина России от 18.11.2011 №144н. Уже сегодня любое малое предприятие может выбрать для себя наиболее приемлемые форму и способ ведения бухгалтерского учета.
— В старом законе отдельная статья посвящена обязанностям и ответственности
главного бухгалтера организации. В новом законе аналогичных положений нет. Некоторые бухгалтеры расценивают это как понижение своего профессионального статуса. Почему убрали эти нормы?
— Причин было несколько. Во-первых, организационные структуры современных компаний разнообразны: есть отдельные финансовые структуры, внутренние контролеры, подразделения налогового учета. Тот функционал, который раньше возлагался исключительно на главного бухгалтера, теперь распределяется между разными должностными лицами. Как организовать деятельность компании и распределить должностные обязанности, должен решать руководитель организации. Во-вторых, вряд ли главным подтверждением профессионального статуса является норма закона. Если главный бухгалтер действительно является профессионалом, то он обладает соответствующим авторитетом и полномочиями в организации. В противном случае ему никакая норма закона не поможет. Не думаю, что с принятием нового закона произошло какое-либо ущемление интересов главных бухгалтеров. Более того, в нем содержатся «эксклюзивные» положения на случай возникновения конфликта между главным бухгалтером и руководителем организации. Нет, пожалуй, ни одного другого должностного лица, для которого на законодательном уровне была бы установлена подобная норма.
— Спасибо за содержательную беседу. Надеемся на ее продолжение в ближайшем будущем: вопросы еще остались.