ОБЗОР программ по обучению МСФО

18:53 Пресса о МСФО и их применении в России

Сергей Модеров,
руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства, директор программы DiplFR, АССА ИПП

Российские бухгалтеры еще с 1 992 года привыкли к внезапным из¬менениям законодательства, осуществляемым подчас «задним чис¬лом». Это развило в них способность переучиваться. Однако в МСФО им предстоит учиться не только правилам и принципам составления финансовой отчетности, но и применению своего профессионального суждения.
Сейчас, когда все больше отечественных компаний начинает применять МСФО, особенно актуальным становится изучение международных стандартов и получение различных сертификатов. Для этого важно оп¬ределиться в целях обучения (личных или в интересах компании) и ра¬зобраться в раличных обучающих программах, предлагаемых на рос¬сийском рынке.

Кто обучается МСФО
Согласно результатам исследования Ин¬ститута проблем предпринимательства, проведенного в 2005 году, в настоящий момент можно выделить четыре основ¬ные группы специалистов, обучающихся МСФО:
— аудиторы (специалисты аудиторских компаний);
— финансисты (бухгалтеры, главные бух¬галтеры, финансовые директора и финан¬совые менеджеры);
— специалисты управленческого учета;
— стратегические руководители.

Аудиторы. Основным стимулом при изучении МСФО для аудиторов является все воз-растающее число компаний, применяющих международные стандарты. Чем больше таких компаний, тем выше спрос на аудиторские и консалтинговые услуги в этой области. Следовательно, для оказания услуг по ведению учета, проверке и составлению финансовой отчетности по МСФО специалис¬там аудиторских компаний требуются соот-ветствующие знания.
Кроме того, наличие в аудиторской компании специалистов с международными сертификатами по МСФО повышает ее конкурентное преимущество при участии втендерах на оказание услуг в области международного учета и в значительной степени повышает доверие клиентов к таким специалистам.

Финансисты.
Бухгалтеры, главные бухгалтеры, финансовые директора и финансовые менеджеры, обучаясь МСФО и получая соответствующие сертификаты, чаще всего преследуют цель личного профессионального роста, повышения квалификации, а следовательно, увеличения заработной платы и достижения более выгодного конку-рентного положения на рынке труда. Интересы компании для этих специалистов стоят на втором месте.
С позиции руководства компании, стимулом для обучения финансистов являются такие факторы, как переход компании на ведение учета и составление отчетности по МСФО, наличие иностранных инвесторов или акционеров, выход на зарубежные рынки сбыта продукции и капитала, а также наличие поставщиков из-за рубежа, финансирующих деятельность компании путем предоставления отсрочки оплаты поставленных товаров.
Дочерние общества стремятся обучать собственных сотрудников, когда головная компания уже перешла или собирается переходить на МСФО в ближайшем будущем.
В последнее время наметился рост компаний, желающих отказаться от услуг кон-сультантов по ведению учета и составлению отчетности по МСФО. В этом случае руко-водство может принять в штат специалистов по МСФО или обучить уже работающих финансистов.

Специалисты управленческого учета.
Несмотря на то что МСФО в большей степени ориентированы на внешних пользовате¬лей, чем на внутренних, многие российские компании предпочитают вести управленческий учет и составлять управленческую отчетность, основываясь на принципах международных стандартов. Поэтому таким специалистам приходится осваивать МСФО для настройки управленческого учета на предприятии.

Стратегические руководители.
Стратегическим руководителям знание международных стандартов необходимо для понимания прежде всего отчетности своей компании, если она составлена по МСФО, а также того, как нужно перестраивать бизнес-процессы при переходе на МСФО. Им не требуется детальное знание всех учетных процессов и принципов составления отчетности, поэтому стратегические руководители заинтересованы в основном в краткосрочных курсах типа «МСФО для топ-менеджера». Обычно представители этой группы не думают о личном профессиональном росте, повышении заработной платы и лучшем конкурентном положении на рынке труда.

Где и чему учиться
Основными отличиями МСФО от российского учета являются некоторые требования международных стандартов, к которым относится видение предприятия или группы компаний как единой системы, приоритет экономического содержания документов над их юридической формой, применение авторитетного «профессионального» суждения, что может быть довольно затруднительным для отечественных бухгалтеров, которые в своих действиях привыкли руководствоваться буквой закона. Учебные курсы повышения квалификации призваны привить российским специалистам все эти навыки.
Освоить МСФО можно несколькими способами. Среди них наиболее распространенными являются обращение к специализированным учебным центрам (международные курсы на английском языке, сертификация, российские краткосрочные и долгосрочные программы), самообразование, повышение квалификации в государственных учебных заве¬дениях и т. д. Программ обучения МСФО в России сейчас недостаточно, а некоторые из имеющихся не обеспечивают необходимого качества.
Наиболее распространены в России зарубежные сертификационные программы по МСФО. Среди них можно выделить такие квалификации, как СРА, САР/С1РА, АССА, DiplFR АССА и IFA/IAB.

Личное мнение
Александр Приходько, начальник финансового управления ЗАО «Телекоммуникационный центр «Останкино»
С точки зрения освоения технологий применения МСФО, наиболее полезным может стать обучение по сертифицированным программам МВД, АССА, CFA, СРА и т. п., в которых по-мимо самих стандартов преподаются экономические и финансовые дисциплины. Такой подход формирует у составителя и пользователя отчетности по МСФО необходимый образ мышления, отличный от традиционного бухгалтерского.

СРА (Certified Public Accountant)
Квалификация СРА (дипломированный бухгалтер высшей квалификации) присваивается по результатам сдачи четырех экзаменов на английском языке в одном из» заменационных центров США. Основной упор в данной квалификации делается к Общепризнанные принципы бухгалтерского учета США (US GAAP), а не МСФО. Обучение по программам СРА редко предлагается российскими учебными центрами. Это связано с тем, что стоимость обучения довольно высока, а сдавать экзамены нужное США. Квалификация присваивается американской организацией — аналогом отечественного Института профессиональных бух галтеров и является обязательной для работы в США.

СIРА (Certified International Professional Accountant)
Программа С1РА (Международная серти¬фикация профессиональных бухгалтеров) создана специально для рынка Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и ориентирована на МСФО. Обучение проводится на русском языке. Квалификация не является международно признанной, так как известна только в перечисленных выше странах.

АССА (Association of Chartered Certified Accountants)
АССА (Ассоциация дипломированных присяжных бухгалтеров Великобритании) присваивает квалификацию, которая является наиболее признанной и известной в мире. Программа обучения охватывает все сферы деятельности профессиональ¬ного бухгалтера по МСФО. Чтобы получить сертификат АССА, нужно сдать 14 экзаме¬нов на английском языке. В настоящий момент Ассоциация имеет наибольшее число как студентов (более 300 тысяч), так и обладателей полной квалификации (членов АССА) из всех профессиональных ассоци¬аций в мире. Она существует уже сто лет (основана в 1 904 году).
Личный опыт
Андрей Кузьмин
Я обучался в России по программе АССА. Эта программа имеет очень много плюсов, по-скольку включает не только тематику междуна¬родных стандартов, но и курсы финансового менеджмента, стратегического планирования, аудита, налогообложения и другие, знание ко¬торых не будет лишним для любого финансис¬та. Кроме того, основной упор программы АССА делается на практическое применение полученных знаний, а не изложение теории. Но необходимо понимать, что сдача экзамена не гарантирует умение составлять отчетность по МСФО: ситуации, которые встречаются на практике в повседневной деятельности, гораз¬до сложнее и неоднозначнее экзаменационных примеров.

Андрей Соломенник,
финансовый директор «Эсте Лаудер Компани» (Estee Lauder)
Я проходил обучение по программе АССА в России. По моему мнению, обучение здесь не уступает качеству программ, предлагаемых в других странах. Когда я учился, единственным недостатком, пожалуй, было отсутствие дисциплин по российскому налоговому и гражданскому законодательству. Теперь они внесены в программу.
Нельзя сказать, что обладатель сертификата АССА имеет степень подготовки по междуна-родным стандартам, достаточную для составления отчетности любой компании. Но я уве-рен, что необходимый минимальный, базовый уровень знаний по МСФО он дает.
Лидия Авсеева, начальник отдела консолидированной отчетности Золотодобывающей компании «Полюс»
Курс АССА, пройденный мною в Москве, я на¬хожу вполне приемлемым. Слабым местом
программы АССА в части МСФО некоторые считают то, что в качестве примеров не рас-сматриваются сложные и запутанные хозяй¬ственные операции, которые, безусловно, луч-ше бы подготовили студентов к практической работе по составлению отчетности. Тем не менее курс и без того очень насыщенный, и на рассмотрение сложных ситуаций просто не хватит времени. В целом я считаю, что полный курс АССА дает достаточный уровень теоретических знаний в области международных стан¬дартов финансовой отчетности.

DiplFR АССА (Diploma in International Financial Reporting АССА)
DiplFR АССА (Диплом по международной финансовой отчетности Ассоциации серти-фицированных присяжных бухгалтеров Великобритании) представляет собой надстройку над профессиональной международной или национальной бухгалтерской квалификацией, предназначенную для освоения исключительно МСФО. Среди наиболее важных преимуществ DiplFR АССА можно выделить обучение на русском языке. Преподавание МСФО на английском языке являлось препятствием для многих специалистов, которые им не владеют. В настоящее время это наиболее посещаемая программа по МСФО, представленная на отечественном рынке. Несмотря на то что данный курс, по сути, является частью АССА и соответствует блоку англоязычной программы, нельзя назвать данный диплом международно признаваемой квалификацией в области бухгалтерского учета. Квалификацией в понимании таких авторитетных международных организаций, как IFAC (Международная федерация бухгалтеров) и ЮНЕСКО (Образовательная, культурная и научная организация при ООН), является подтвержденная совокупность знаний по блоку связанных дисциплин, а не только по представлению финансовой отчетности по МСФО. Однако в качестве подтверждения знаний и практических навыков в области МСФО DiplFR представляется программой с оптимальным соотношением стоимости, времени прохождения и объема получае¬мых знаний.
Экзамены проводятся три раза в год в одно и то же время в Москве, Санкт-Петербур¬ге и еще нескольких городах России и ближнего зарубежья. Обучение по программе на русском языке началось в 2004 году. Сейчас в России достаточно большой выбор курсов поданной квалификации.

IFA/IAB (Institute of Financial Accountants/International Association of Book-Keepers)

Квалификация 1АВ (Международная ассоциация бухгалтеров-счетоводов) является менее популярной, чем другие международно признанные сертификаты. Данная программа состоит из двух уровней: промежуточный (Intermediate) и полный (Final). Из названия ассоциации видно, что она готовит специалистов неруководящих финансовых должностей. Сертификат IFA (Институт финансовых аналитиков) повышает квалификацию 1АВ и включает помимо бухгалтерского учета планирование, финансовый анализ и другие дисциплины.

Личный опыт
Евгений Нестеров,
ведущий специалист отдела GAAP отчетности ОАО «ВымпелКом»
Решив изучать МСФО, я остановил свой выбор на сертификате 1АВ. Обучение проходило осенью — зимой 2003 года (Intermediate Level) и весной — летом 2004 года (Final Level).
Мой выбор объясняется следующими обстоятельствами: удобный график обучения (вече-ром в будни), доступная стоимость обучения (500-600 долл. США за один уровень), по окон-чании обучения выдается диплом, который имеет международный статус и официально признан Комитетом по образованию Великобритании. Интересна была и программа обуче-ния, которая охватывала основополагающие
принципы МСФО — начиная от первичного уче¬та хозяйственных операций и заканчивая консо¬лидацией финансовой отчетности холдингов. По окончании обучения я получил глубокие, си¬стематизированные знания по МСФО, что по¬зволило мне занять должность специалиста от¬дела отчетности по US GAAP ОАО «ВымпелКом». Этот сертификат можно также расценивать как ступень к получению более престижных между¬народных сертификатов (СРА, АССА и других). В дальнейшем я планирую получить сертифи¬кат СРА, так как он наиболее полезен для моей текущей деятельности — составления финан¬совой отчетности в соответствии с US GAAP.

Российские программы обучения МСФО

Отечественные программы обучения МСФО представлены в основном авторскими курсами теоретиков и практиков бухгалтерского учета, которые преподаются в тренинговых центрах, вузах и учебно-методических центрах (УМЦ), а также программами повышения квалификации УМЦ и программами, входящими в курс бухгалтерского учета го-сударственных и коммерческих вузов.
Программы тренинговых центров, вузов и УМЦ обычно являются краткосрочными или среднесрочными, от 8 до 120 часов, и каждая из них — индивидуальна. Эти программы разного качества, не являются международно признанными и достаточно распростра-ненными в силу отсутствия российских стандартов обучения МСФО.
Программы повышения квалификации в УМЦ ведут преподаватели вузов и реже практики. Их характерной особенностью является ознакомительная направленность при небольшой глубине изложения материала. Часто такие программы приурочены к ежегодному повышению квалификации профессиональных бухгалтеров или профессиональных аудиторов и по продолжительности составляют максимум 40 часов.
Программы, включаемые в образовательный процесс в государственных и коммерческих вузах, имеют различную продолжительность и качество. Например, в Санкт-Петербурге некоторые учебные заведения ввели факультативы с довольно высоким качеством образования в области МСФО. Они организуются на базе кафедр бухгалтерского учета или финансов.
В отношении общих характеристик российских программ можно отметить их большую теоретическую направленность.
Личный опыт
Андрей Соломенник
Сейчас в России, к сожалению, нет ни одной хорошей отечественной программы, которая может конкурировать с АССА. Надежным свидетельством качества российских курсов мо-жет быть подтверждение со стороны Лондонского комитета по международным стандартам о том, что они соответствуют критериям этой организации.
Но такие программы, как АССА, стоят очень дорого и не могут охватить массового количества
специалистов, которым необходимы знания по МСФО. Нужна российская компания, которая подготовила бы международно признанную программу с преподаванием и сдачей экзаменов на русском языке и смогла бы организовать обучение нужного числа специалистов.
Получить международно признанные сертификаты по МСФО довольно сложно. Это связано с их высокой ценой, необходимостью проходить обучение и сдавать экзамены на английском языке, а также нехваткой соответствующих курсов и образовательных программ, особенно в регионах. Однако если специалисту все же удалось получить такой сертификат, то он сможет претендовать на более высокооплачиваемую должность и применить свои знания в бизнесе, что особенно важно для работодателей. Стоимость специалиста с международно признаваемым дипломом может возрасти в полтора — два раза по сравнению с его зарплатой до получения международной квалификации.

Комментарий эксперта
Анна Журавлева, СРА, менеджер, лидер направления МСФО Академии Делойт компании «Делойт и Туш СНГ»
В настоящее время наблюдается высокий спрос на программы обучения МСФО у российских специалистов и их коллег из стран СНГ При этом спрос на обучение растет из года в год. По большей части он вызван выходом российских компаний на иностранные фондовые биржи и долгосрочными заимствованиями у иностранных финансовых институтов.
Одним из главных недостатков МСФО является ориентация стандартов на составление финансовой отчетности, а не на учет хозяйственных операций. Чтобы устранить противоречия между названием и сущностью международных стандартов, с
2003 года систему даже переименовали из IAS (международных стандартов бухгалтерского учета) в IFRS (международные стандарты финансовой отчетности). Поэтому процесс обучения международным стандартам бухгалтеров с большим опытом практической работы идет довольно непросто: таким специалистам очень сложно привыкнуть к тому, что не существует утвержденного плана счетов, строго оговоренной корреспонденции счетов, инструкций, писем или рекомендаций по учету тех или иных хозяйственных операций, а есть только указания на то, в какой момент и в какой классификации те или иные последствия хозяйственных операций должны появляться в финансовой отчетности, как они должны оцениваться и когда их следует переставать признавать в отчетности. Именно поэтому в качественных обучающих программах около 30% времени тратится именно на развитие на¬выка самостоятельного суждения при отражении хозяйственной операции в фи-нансовом учете и умении отстаивать свою профессиональную позицию.
Еще одним недостатком международных стандартов считается отсутствие отраслевой специфики. Хотя среди них есть отдельный стандарт о том, как должна выглядеть отчет-ность банков и иных финансовых институтов, а также об отражении в отчетности запасов сельскохозяйственных предприятий, некоторых обязательств в страховых и до¬бывающих компаниях, этого недостаточно для полноценного ведения учета и составления отчетности. Поэтому многие добывающие компании, например, объявляют, что отчетность составлена в соответствии с МСФО, но для оценки долгосрочных активов и начисления амортизации используют принципы US GAAP и других стандартов, В 38 стандартах и 17 интерпретациях невозможно охватить все многообразие хозяйственных операций, с которыми ежед¬невно сталкиваются предприятия различных отраслей.
Рассмотрим подробнее сертификацион¬ные программы по МСФО, описанные в статье.

СРА (Сертифицированный бухгалтер США) — администрируется Американским институтом сертифицированных бухгалтеров, а квалификация присваивается Советом бухгалтеров каждого штата. При этом бухгалтер, сертифицированный в Иллинойсе, не сможет подписывать отчетность компании, зарегистрированной в Северной Дакоте. Получить эту квалификацию не просто. Требуется не только сдать четыре экзамена (аудит, учет и финансовая отчетность, налоги и право и деловая среда), получив минимум 75 баллов из 100, но и пройти предварительное обучение бухгалтерскому учету и отчетности (университетский курс, аналогичный двум семестрам обучения бухгалтерскому учету в российских вузах), иметь 2-5-летний опыт работы по специальности, а также сдать экзамен на знание кода профессиональной этики.
На одном из экзаменов тестируется знание US GAAP, а не МСФО. Однако специалист, который сдал экзамены и получил сертификат, абсолютно точно обладает навыком профессионального суждения, не¬обходимого в МСФО, и, следовательно, выучить отличия между техническими требованиями различных систем ему будет совсем несложно.

СIРА (Сертифицированный международный профессиональный бухгал¬тер) — это относительно новая сертификационная программа, разработанная на основе международных аналогов для спе¬циалистов стран СНГ Учреждена она была в 2001 году Международным советом серти¬фицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА) — организацией, объединяющей 23 профессиональные бухгалтерские и аудиторские ассоциации разных государств, включая страны СНГ
Программа русскоязычная и имеет две ступени: начальная CAP (Certified Accounting Practitioner — Сертифицированный бухгалтер-практик) и продвинутая — CIPA. Ступень CAP состоит из трех экзаменов: финансовый учет, управленческий учет, налоги и право. Ступень CIPA включает еще четыре экзамена: финансовый учет (II уровень), управлен-ческий учет (II уровень), аудит и финансовый менеджмент. Программа основана на МСФО, а экзамен «Налоги и право» тестирует знание законодательства в каждой конкретной стране.

DiplFR (Диплом по международной финансовой отчетности) — самая молодая из представленных в статье сертификационная программа. Она появилась в конце 2003 года, поэтому, как и в случае с С1РА, говорить о ее международном признании пока рано (на конец сентября 2005 года в мире насчитывалось 22 человека, получивших квалификацию DiplFR). По своей сути это часть сертификационной программы АССА (примерно 1/7), касающаяся составления финансовой отчетности, которая адаптирована для русскоязыч-ных соискателей.
Программа включает следующие основные темы:
— органы, регулирующие вопросы международной финансовой отчетности;
— элементы финансовой отчетности;
— представление финансовой отчетности и раскрытие дополнительной информации;
— подготовка финансовой отчетности отдельных компаний;
— подготовка финансовой отчетности объединенных компаний и совместных предприятий.
К соискателям программы предъявляются приблизительно те же профессиональные и образовательные требования, что и к участникам программы CIPA. Подготовка к экзамену занимает от трех до шести месяцев. Од¬нако экзамен достаточно сложный и пока не очень успешно сдается слушателями.
Сравнительные характеристики различных бухгалтерских сертификационных про¬грамм приведены в таблице.

Таблица Сравнительная таблица описанных в статье бухгалтерских сертификационных программ

Составляющие программы ACCA CPA CAP CIPA DilpIFR
Язык Английский Английский Русский Русский Русский
Возможность сда¬вать в РФ Да Нет Да Да Да
Кол-во экзаменов 14 4 3 7 1
Обучение очное Да Да Да Да Да
Обучение дистанци¬онное Да Да Да Да Нет
Стоимость, очное (долл. США) 12000-15000 4500-5000 1350-1680 3160-3920 1700-2950
Стоимость, дистан¬ционное (долл. США) 4200-6000 800-3000 1140-1350 2650-3160
Продолжительность обучения минимум, месяцев 36 6 9 21 3
Провайдеры ATC Центр развития деловых на¬выков (CBSD) www.cbsd.ru Академия www.deloitte.ru/academy > Академия www.deloitte.ru/academy ATC
ЦПО «Эрнст энд Янг» HOCK accountancy training www.hocktraining.com «Фемида-Аудит» www.femida- «Фемида-Аудит» www.femida- HOCK accountan¬cy training www.hocktrain-ing.com

Как получение сертификата АССА влияет на карьеру’
Юлия Фомина, партнер компании Flex

В последнее время увеличился спрос на сертифицированных профессионалов на такие позиции в финансовом секторе, как финансовый директор, заместитель финансового ди-ректора, начальник консолидированного планирования и отчетности, начальник отдела внутреннего контроля, начальник отдела планирования и финансовой отчетности, финан-совый контролер. Причем если ранее такая тенденция при подборе на эти позиции была преимущественно в иностранных фирмах, то сейчас много крупных российских компаний выдвигают в качестве обязательного требования наличие международной бухгалтерской квалификации. Поскольку большинство сертифицированных специалистов работают в западных фирмах, крупные российские компании вынуждены предлагать более высокие позиции с уровнем оплаты на 20-50% больше, чем иностранные. При подборе на финан-совые позиции среднего звена работодатели отдают предпочтение кандидатам, которые находятся на финальной стадии или как минимум в процессе обучения по сертификаци-онной программе.

Ольга Булатова,
директор Центра профессионального обучения «Эрнстэнд Ян г», считает, что получение квалификации АССА -Professional Scheme расширяет карьерные возможности, а также влияет на увеличение стоимости специалистов финансово-эконо-мического профиля на рынке. Для работодателей наличие у кандидата международной финансовой квалификации является гарантией его профессионализма и высокого потен-циала. Помимо этого с высокой вероятностью можно говорить о том, что кандидат обладает такими качествами, как настойчивость, стремление к достижению целей и способность к обучению. Профессионалы объясняют свое желание получить АССА тем, что они ориенти-рованы на построение карьеры.
По словам Ольги Булатовой, на рынке сложилась тенденция, когда студенты АССА на-чали платить за образование из собственного кармана, несмотря на то что стоимость обучения и сдачи экзаменов может составить внушительную сумму — порядка 15 тыс. долл. США. В основном это финансисты среднего звена, работающие в компаниях с участием иностранного капитала и свободно владеющие английским языком, а также руководители финансовых служб. Эти сотрудники ориентируются прежде всего на высокие финансовые позиции в динамично развивающихся компаниях. Что касается топ-менеджеров, и в частности финансовых директоров, то они предпочитают проходить обучение по программе МВА, при этом в ряде случаев уже имея квалификацию АССА. Несмотря на то что на Западе среди кандидатов АССА высока доля студентов, параллельно обучающихся в университете, в России пока такой тенденции не наблюдается.

Елена Руденко,
финансовый контролер компании «ГлаксоСмитКляйн» (получила АССА в 2000 году), отмечает, что у профессионалов, получивших международный бухгалтерский сертификат, расширяются карьерные горизонты: «Это очень хороший стимул для развития управленческих навыков. После прохождения обучения появляется возможность мыслить стратегически, расширяя видение общей бизнес-ситуации. Специалист попадает в другую категорию, получив такое образование, повышается не только его профессиональный уровень, но и статус внутри компании и бизнес-сообществе».

Крис Гоулд,
работающий в Управлении ин¬формационными рисками в Москве (окончил ICAEW — Institute of Chartered Accountants in England and Wales в 1994 году), считает, что пользу от получения профессионального бух¬галтерского сертификата могут извлечь не только финансовые сотрудники. Знания, при¬обретаемые за время обучения, являются основой для понимания бизнес-процессов. Например, специалист из сектора информа-ционных технологий, который получил меж¬дународную бухгалтерскую квалификацию, сможет помочь компании усовершенствовать методы работы IT-департамента и улучшить эффективность бизнес-процессов в целом.

Личное мнение
Олеся Афанасьева, заместитель начальника управления международной отчетности горнорудных предприятий 000 «ЕвразХолдинг», АССА В образовательном плане пользу от подготовки и сдачи экзаменов АССА сложно переоценить. Во-первых, это получение специализированных профессиональных знаний, которые, к сожалению, не могут сегодня дать российские вузы в силу целого ряда причин, включая отсутствие квалифицированных преподавателей.
Во-вторых, это возможность поддержания на хорошем уровне английского языка с постоянным пополнением словарного запаса тематической терминологией. Это является важным фактором, так как в области МСФО основной рабочий язык на сегодняшний момент — английский.
В-третьих, это общение с иностранными преподавателями, которые творчески подходят к процессу обучения, что позволяет уйти от формального заучивания предмета к заинтересованности изучаемым материалом. Прибавьте сюда то, что обучение проводится в сознательном возрасте, когда человек понимает, для чего он учится и как применять те или иные навыки, которые ему преподаются, и преимущества получения сертификата станут очевидными.
В карьерном плане членство в АССА также дало свои результаты — продвижение по карьерной лестнице и рост оплаты труда. Кроме того, сейчас предложение специалистов с квалификаци¬ей АССА на рынке труда крайне ограниченно, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее с точки зрения построения успешной карьеры.

Ольга Карпова,
финансовый директор московского филиала АКОО «Импульс Юнайтед Лими-тед», DipFM
В образовательном плане получение DipFM позволило разложить багаж, накопленный за годы работы финансовым директором, по нужным полочкам. Много полезного в изучении инструментов хеджирования рисков и финансовой оценки проектов. В карьерном плане -можно сказать, что у меня выросли крылья, появились амбиции, желание двигаться и развиваться. Пока смены декораций (то есть работы) не произошло, но очень хотелось бы поработать в проектах с участием западных партнеров, применить все то, что знаю, на практике.
Подводя итоги, отметим, что, наряду с пре¬красным образованием и отличным професси-ональным опытом наличие международной квалификации служит преимуществом, допол-нительным плюсом при соискании финансо¬вых позиций высокого уровня. Это не только подтверждает профессиональную подготовку, но и свидетельствует о стремлении к совершен¬ствованию и развитию своего потенциала. •

Источник:МСФО ПРАКТИКА ПРИМЕНИЯ №1 2006