Договоры подряда в РСБУ

11:44 МСФО в строительстве, Пресса о МСФО и их применении в России, Составление финансовой отчетности по МСФО за 2009-2014

Вопрос, касающийся учета договоров строительного подряда в Российских стандартах бухгалтерского учета (РСБУ):
Заказчик авансом подписал генподрядчику акт выполненных работ и принял от генподрядчика объект строительства в эксплуатацию. Поэтому часть работ, отраженных в акте приемки выполненных работ, генподрядчик осуществляет после сдачи объекта и закрытию счета 20 в бухгалтерском учете по данному объекту. Резерв на покрытие расходов будущих периодов генподрядчик не создает. За счет каких источников генподрядчик должен списать затраты по законченным объектам строительства и как это отразить в бухгалтерском учете?
Например:
В период времени с января по май генподрядчик вел строительные работы для заказчика по договору строительного подряда. Затраты по строительству объекта генподрядчик накапливал по дебету счета 20 с кредита счетов 10,70,69 и т.д., причем затраты на счете 20 накапливаются позаказным методом ( по каждому договору отдельно). В июне, хотя строительные работы предусмотренные договором еще не были закончены, генподрядчик по договоренности с заказчиком подписали авансом акты приемки выполненных работ и ввели объект в эксплуатацию. В бухгалтерском учете генподрядчик отразил эти операции следующими проводками:
ДТ 62 КТ 90 на стоимость выполненных работ
ДТ 90 КТ 20 на сумму накопленных затрат по счету 20 по данному объекту строительства.
В июле-августе генподрядчик закончил работы по акту выполненных работ, подписанном авансом.
За счет каких источников генподрядчик должен списать затраты по выполненным работам в июле-августе и как это отразить в бухгалтерском учете?

Комментарий Сергея Модерова, АССА, Руководителя отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства

Прежде всего необходимо отметить, что закрывать актом договор подряда, по которому компании еще предстояло понести расходы и точную стоимость этих расходов она не могла предсказать было нельзя.
Кроме того, даже если с управленческой точки зрения акт необходимо было подписать заранее, необходимо было приложить все усилия для того, чтобы по возможности наиболее точно оценить предстоящие расходы на завершение договора и создать на них резерв предстоящих расходов, отнеся его в расходы по договору (на 20 счет) еще в том периоде, в котором подписывался акт выполненных работ. Позднее организация использовала бы ранее созданный резерв (балансовая статья) и не затрагивала бы отчет о прибылях и убытках.
Я бы порекомендовал подробнее изучить требования нового ПБУ 2/2008 “Учет договоров строительного подряда), принятого МинФином РФ 24 ноября 2008 года. Несмотря на то, что данный документ регулирует бухгалтерский учет договоров подряда, длящихся более одного года или начинающихся в одном периоде (до нового года) и заканчивающихся в другом периоде (после нового года), его положения целесообразно применить в указанной ситуации, даже, например, для того, чтобы правильно сформировать выручку и себестоимость в промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетности. Итак, рекомендация в слоившейся ситуации: для налогового учета, так как акт подписан, принимать ранее признанные расходы и признаваемую по акту выручку в периоде подписания акта, ведь документ (акт выполненных работ) существует и подписан. В бухгалтерском же учете, пользуясь приоритетом экономической сущности над юридической формой рекомендую пойти одним из следующих путей:
1 путь (более правильный и предпочтительный)
Применить способ признания выручки и себестоимости по договору подряда «по мере готовности» (иными словами, метод, по которому выручка и себестоимость по договору признаются на отчетную дату по проценту завершенности работ, умноженному на планируемую выручку и планируемую себестоимость по проекту, соответственно), то есть применить ПБУ 2/2008. В отчетности за первое полугодие, несмотря на наличие акта на 100% выручки, себестоимость будет признана вся фактически понесенная за первый квартал года по данному договору, а выручка будет признана в сумме, равной общей планируемой выручки (для данного примера — выручки, отраженной в акте выполненных работ), умноженной на процент завершенности работ, рассчитываемый как фактически понесенные расходы в первом полугодии, поделенные на общие сметные (действительно планируемые, все) расходы по данному договору. Таким образом, необходимо дать задание сметной службе организации по максимально возможно точному расчету общей себестоимости проекта (естественно, с учетом затрат на завершение проекта в третьем квартале). Итак, процент завершенности рассчитан, применен к планируемой выручке.
При этом целесообразно в бухгалтерских проводках использовать старый добрый счет 46 «Выполненные этапы работ». Этот счет можно назвать «счетом договора».
Ниже представлены бухгалтерские проводки:
Дт сч. 46 – Кт сч. 90 – признается выручка в первом полугодии, сумма была рассчитана путем умножения общей планируемой выручки на процент завершенности работ.
Дт сч. 90 – Кт сч. 20 – признается себестоимость в первом полугодии (списываются все фактические затраты, понесенные в первом полугодии)
Дт сч. 62 – Кт сч. 46 – на «счет договора» списывается так называемая «промежуточная оплата» от заказчика. После этого на конец первого полугодия по кредиту счета 46 «Выполненные этапы работ» будет числиться расчетная, условная (не по документам, а по экономической сущности) кредиторская задолженность подрядчика перед заказчиком, так как фактически заказчик перечислил все 100% оплаты по договору, подрядчик выполнил работы лишь на процент завершенности работ, описанный выше. Данная условная расчетная кредиторская задолженность будет отражена в балансе по строке «кредиторская задолженность» с указанием в примечаниях к финансовой отчетности того, что указанная сумма означает «превышение оплат заказчиками над выполненными работами, рассчитанными исходя из процента завершения работ».
В налоговом учет необходимо признавать выручку «по документам», то есть по акту завершенности работ. Соответственно, в первом полугодии возникнут временные разницы по данному договору подряда. Эти разницы будут элиминированы в третьем квартале, так как налоговый и бухгалтерский учеты сравняются.

Второй путь (не требующий от бухгалтера усилий, но менее предпочтительный)
Оставить все как есть. То есть признанная выручка и признанная фактическая себестоимость предыдущего промежуточного периода (полугодия) не изменяется. В отчетном промежуточном периоде оставшиеся затраты накапливаются на счете 20, а затем списываются на себестоимость на счет 90. При этом, естественно, соответствующей этой себестоимости выручки признано не будет, так как она уже была признана в отчете о прибылях и убытках за полугодие. Результатом станет убыток по данному договору в третьем квартале. Разниц с налоговым учетом не будет. Налоговый инспектор, в теории, может подвергнуть сомнению целесообразность понесения расходов в третьем квартале по оконченному договору, но на то и главная рекомендация – не оформляйте актами выполненных работ «по договоренности» незавершенные проекты, либо формируйте резерв предстоящих расходов и будущие расходы признавайте в периоде, когда признается выручка (в периоде подписания акта выполненных работ).

19 февраля 2010 года
Сергей Модеров, АССА, тел. +7 921 9450055